Просроченная дебиторская задолженность — первый шаг к пропасти
Долги — это зло. В царское время людей за долги сажали в яму с помоями, выжигали на теле клеймо позора, а офицеры стрелялись.
Сегодня практика предоставления отсрочки платежа достаточно обширна. Оптовые компании используют этот прием, чтобы привлечь к сотрудничеству новых клиентов. Очень заманчиво сразу получить товар, расширить ассортимент (а значит, заинтересовать покупателей), при этом расплатиться когда-нибудь потом. По реакции на подобное предложение менеджер сразу может определить, насколько предприятие серьезное и крупное. Кстати, для правильной оценки вам может помочь эта статья. Мой опыт работы практически с 300 клиентами показал — чем большую отсрочку платежа просит клиент, тем выше вероятность, что свои обязательства он будет выполнять несвоевременно, а возможно и вовсе не собирается держать слово.
Серьезная компания, проработавшая на рынке не один год, по всем правилам ведения бизнеса должна накопить денежный буфер для выполнения финансовых обязательств по отношению к кредиторам, чтобы не поставить под удар свою репутацию и не попасть в черные списки «злостных неплательщиков». Так как, это очень сильно может отразиться на дальнейшем развитии организации: предложения по товару будут поступать крайне редко, а условия работы станут неинтересными.
Изучив истории нескольких злостных дебиторов, я сделал вывод, что все они похожи как братья-близнецы. У них отсутствовал контроль состояния своих долговых обязательств и расходов, носящих в большинстве случаев личный характер. Собственники на первое место ставили оплату тех потребностей, которые не имели к бизнесу никакого отношения: покупка автомобилей, квартир, коттеджей, отдых за границей, посещение дорогих ресторанов и т.д. Но деньги, которые требует такой образ жизни, не являются собственностью дебитора, и он начинает осознавать это лишь тогда, когда постепенно лишается всего: бизнеса, дома, машины, а главное — деловой репутации.
В равной степени ответственность за просроченную дебиторскую задолженность лежит и на менеджерах, которые предоставляют огромные отсрочки платежа. Как правило, это делают непрофессионалы, не обладающие деловыми качествами и талантами. Если кредитный договор заключается без должного изучения предприятия, наведения справок об его финансовой дисциплине и денежных оборотах, ни к чему хорошему это не приведет. Такие менеджеры практически подталкивают сумасшедших, не способных оценить действительность, предпринимателей к краю пропасти, из которой им не выбраться. Кроме того, они ставят под финансовый удар организацию, в которой работают. Если у кредитуемого предприятия растет дебиторская задолженность, то процесс воспроизводства первоначально затраченных финансовых ресурсов происходит с перебоями, и часть денежных оборотных средств поступает от него со значительным опозданием, либо не поступает вообще. В результате собственные оборотные средства кредитующей организации отвлекаются на покрытие долгов дебиторов, что приводит к существенному ухудшению её финансового состояния, и как следствие — торможению развития и упадку.
Я могу дать один важный совет начинающим предпринимателям: чтобы не допустить возникновения подобной ситуации, тщательно осуществляйте контроль дебиторской и кредиторской задолженностей вашей компании, не допускайте их перехода в статус «просроченная задолженность». И вы избавите себя от многих неприятностей.
Читайте также: